Работа с детьми ОВЗ. Доступная среда
Инклюзивное образование в ДОУ
Инклюзивное образование — это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ: Создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
1.Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
2.Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
3.Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время, согласно «Паспорту доступности» проход в здание условно доступен для некоторых категорий инвалидов.
Запланированы мероприятия, которые позволят улучшить ситуацию: разрабатывается смета капремонта.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица, кнопка для его вызова находится на посту охраны.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с договором с ГДП № 2 города Ставрополя.
Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета, кабинета массажа.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Имеется возможность предоставления услуг сурдопереводчика.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.
Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:
· режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
· составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В дошкольном учреждении есть интерактивные доски, интерактивный стол.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – интерактивные доски, интерактивный стол.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В дошкольном учреждении имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
Кабинеты учителей- логопедов содержат:- материалы и игры по темам
— зеркало с лампой дополнительного оснащения- комплект зондов для постановки звуков
— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков
— логопедические альбомы для обследования
— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
— настольно-печатные дидактические игры
— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература
Нормативно — правовая база
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (открыть Pdf)
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (открыть Pdf)
- Положение о компенсирующих группах для детей с нарушениями речи(скачать)
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (скачать)
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ д/с №6 «Здоровье» Ставрополя (открыть Pdf)
- План работы ПМПк на 2019-2020 уч.г.(открыть Pdf)
- Положение о психологической и педагогической диагностике воспитанников МБДОУ д/с №6 «Здоровье» Ставрополя (скачать);
- Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение воспитанников (скачать);
- Договор об образовании(скачать);
- Согласие родителей (законных представителей) на обучение в группе компенсирующей направленности;
- Заявление родителей (скачать);
- Журнал записи детей на ПМК(скачать);
- Журнал регистрации заключений(скачать);
- Журнал сведений о динамике(скачать);
- Сбор аналитических данных (скачать);
- Характеристика на ПМПК(скачать);
Информацию о работе с детьми с ОВЗ, а также о ФГОС для детей с ОВЗ можно узнать на сайтах:
- almanah.ikprao.ru
- fgos-ovz.herzen.spb.ru
- edu-open.ru
- inclusive-edu.ru
- perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/
Информационно-образовательные ресурсы:
http://www.mon.gov.ru -официальный сайт Министерства образования и науки РФ;
http://www.ed.gov.ru сайт Рособразования;
http://www.staveducation.ru образовательный портал города Ставрополя;
http://www.stavadm.ru официальный сайт Администрации города Ставрополя
http://www.stavregion.ru портал органов власти Ставропольского края;
http://www.kinder.ru Каталог детских ресурсов «Интернет для детей»;
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам.